–®–Ї–Њ–ї–∞ —Ж–µ–љ—В—А–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ–Њ–є –≤–µ—А—Е–Њ–≤–Њ–є –µ–Ј–і—Л –У–Р–†–Ь–Ю–Э–Ш–ѓ
¬ерхн€€ картинка

Ўкола центрированной верховой езды "√армони€"

«апись на зан€ти€
филиал ёникорн
    +7 916 140 20 90 ¬арвара
    ocdholl@mail.ru

филиал Ќероново
    +7 977 893 25 84 јнна
+7 916 140 20 90 ¬арвара
    ocdholl@mail.ru

ƒополнительные техники

“ехника по работе с ’арой - медитаци€ ƒзадзен

¬о врем€ сидени€ в позе дзадзэн сознание и тело обладают замечательной способностью принимать вещи такими, как они есть, при€тны они или непри€тны.

¬ писани€х (—амьюктагама-сутра 33) говоритс€, что имеютс€ четыре типа лошадей: превосходные, хорошие, посредственные и плохие. ѕревосходна€ лошадь идЄт и медленно и быстро, вправо и влево по воле наездника ещЄ до того, как увидит тень хлыста; хороша€ делает то же, что и превосходна€, ещЄ до того, как хлыст коснЄтс€ еЄ кожи; посредственна€ реагирует только тогда, когда почувствует боль; плоха€ же реагирует только тогда, когда боль проймЄт еЄ до мозга костей. ћожете представить себе, как трудно такой лошади научитьс€ делать то, что требуетс€!

 огда мы слышим эту историю, почти всем нам хочетс€ быть превосходной лошадью. ≈сли нельз€ быть лучшей, мы согласны быть хот€ бы хорошей. “ак, по-видимому, обычно понимаетс€ этот рассказ, и так обычно понимаетс€ дзэн. ¬ы, возможно, полагаете, что, сид€ в дзадзэн, вы узнаете, кака€ же вы лошадь, из лучших или из худших. ¬ этом, однако, про€вл€етс€ непонимание дзэн. ≈сли вы считаете, что цель практики дзэн — выдрессировать вас, чтобы превратить в одну из лучших лошадей, у вас будут большие проблемы, потому что правильное понимание не таково. ≈сли вы правильно практикуете дзэн, не имеет значени€, лучша€ вы лошадь или худша€.  огда вы обдумываете милосердие Ѕудды — какие, по-вашему, чувства он испытывал бы к каждой из этих четырЄх лошадей? Ќаверное, он больше бы сочувствовал худшей, а не лучшей.

 огда вы исполнены решимости практиковать дзадзэн с большим сознанием Ѕудды, вы обнаруживаете, что худша€ лошадь наиболее ценна€. ¬ самих своих недостатках вы обретаете опору дл€ своего непоколебимого, ищущего-путь сознани€. “ому, кто может сидеть в идеальной физической позе, обычно требуетс€ больше времени дл€ нахождени€ истинного пути дзэн, дл€ обретени€ подлинного чувства дзэн, дл€ постижени€ сути дзэн. Ќо тем, кто столкнулс€ в практике дзэн с большими трудност€ми, в дзэн открываетс€ более глубокий смысл. ѕоэтому мне кажетс€, что иногда лучша€ лошадь может быть худшей, а худша€ лошадь может быть лучшей.

≈сли вы будете заниматьс€ каллиграфией, то обнаружите, что лучшими каллиграфами обычно станов€тс€ те, кто обладает не слишком большими способност€ми. Ќаиболее же умелые и способные часто сталкиваютс€ с большими трудност€ми после того, как достигнут определЄнной ступени. Ёто равным образом верно и в отношении искусства, и в отношении дзэн. Ёто верно и в жизни. ѕоэтому, когда мы говорим о дзэн, мы не можем сказать: «” него получаетс€» или «” него не получаетс€»— в обычном смысле слова. ѕоза, которую мы принимаем в дзадзэн, у каждого из нас сво€. ¬озможно, что некоторые вообще не смогут сидеть со скрещЄнными ногами. Ќо даже если вы не можете прин€ть правильную позу — когда вы пробуждаете своЄ насто€щее, ищущее-путь сознание, вы можете практиковать дзэн в его подлинном смысле. “ем, кому сидение даЄтс€ непросто, на самом деле легче пробудить своЄ истинное ищущее-путь сознание, чем тем, кому сидеть легко.

 огда мы задумываемс€, что же мы делаем в своей повседневной жизни, нам всегда бывает за себ€ стыдно. ќдин ученик написал мне: «¬ы прислали мне календарь, и € попыталс€ следовать всем благим девизам, помещЄнным на каждой его странице. Ќо год едва началс€, а € уже провалилс€!» ƒогэн-дзэндзи говорил: «—Єсаку дзюсаку». —аку обычно означает «ошибка» или «неправильное». —Єсаку дзюсакуозначает «неправильно добиватьс€ неправильного», или совершать одну сплошную ошибку. —огласно ƒогэну, одна сплошна€ ошибка тоже может быть дзэн. ќ жизни учител€ дзэн можно сказать, что это столько-то лет сЄсаку дзюсаку. “о есть много лет единого однонаправленного усили€.

ћы говорим: «’ороший отец — вовсе не хороший отец». ¬ы понимаете? “от, кто считает себ€ хорошим отцом,— не хороший отец; тот, кто считает себ€ хорошим супругом,— не хороший супруг. “от, кто считает себ€ одним из худших мужей, может оказатьс€ и не таким уж плохим, если всегда прилагает чистосердечное усилие, стара€сь быть хорошим мужем. ≈сли вы не в состо€нии сидеть из-за боли или каких-то других физических неудобств, сидите как можете, использу€ толстую подушку или стул. ƒаже если вы худша€ лошадь, вы доберЄтесь до сути дзэн.

ѕредположим, ваши дети больны неизлечимой болезнью. ¬ы не знаете, что делать; вам не лежитс€ в постели. ¬ нормальном состо€нии тЄпла€ уютна€ постель была бы дл€ вас самым удобным местом, но теперь вы не можете найти поко€ из-за мучительной душевной боли. ¬ы пытаетесь ходить взад-вперЄд, туда-сюда, но всЄ это не помогает. Ќа самом деле сесть в дзадзэн, даже в таком см€тенном состо€нии, и прин€ть пусть даже плохую позу — это лучший способ облегчить ваши душевные муки. ≈сли у вас нет опыта сидени€ в таких трудных ситуаци€х — вы не ученик дзэн. Ќикакие другие действи€ не облегчат ваших страданий. ѕри всех других положени€х тела, когда вы лишены душевного спокойстви€, вам не достанет сил прин€ть свои трудности, но в позе дзадзэн, которой вы овладели ценой длительных и нелЄгких упражнений, ваше сознание и тело обладают замечательной способностью принимать вещи такими, как они есть, при€тны они или непри€тны.

 огда у вас непри€тности, вам лучше всего сесть в дзадзэн. Ќет иного способа прин€ть свою проблему и работать над ней. Ћучша€ вы лошадь или худша€, хороша ли ваша поза или плоха — всЄ это неважно.  аждый может практиковать дзадзэн, и таким способом работать над своими проблемами и прин€ть их.

 огда вы сидите, целиком погрузившись в свою проблему, что́ более реально дл€ вас: ваша проблема или вы сами? —ознание того, что вы находитесь здесь, пр€мо сейчас, есть высша€ истина. »менно это вам и предстоит осознать благодар€ практике дзадзэн. ѕосто€нно занима€сь практикой, когда при€тные и непри€тные ситуации проход€т своим чередом, вы постигнете суть дзэн и обретЄте его подлинную силу.

ƒ≈—я“№ ќ—Ќќ¬Ќџ’ ѕ–»Ќ÷»ѕќ¬ “ј…÷«»÷ёјЌ№
ѕродиктовал ян „энфу, записал „энь ¬эймин.

1. Ћегка€ жизненна€ сила пронизывает макушку.
Ёто означает держать голову пр€мо, чтобы дух-шэнь пронизывал макушку. ѕри этом не следует использовать напр€жение: это закрепостит шею и будет задерживать ток ци и крови. Ќужно лишь сознательно представл€ть себе это, иначе жизненна€ сила (цзиншэнь) не сможет подниматьс€.
2. ”спокоить грудь и расправить спину.
«”спокоить грудь» означает отпустить ее, чтобы ци могла свободно опускатьс€ в даньт€нь. Ќе допускайте напр€женности в груди; поднимание груди создаст преграду, и ци будет задерживатьс€ здесь. Ёто приведет к т€жести вверху и слабости внизу; стопы будут «оторванными».
«–асправить спину» означает, что ци наполн€ет спину. ≈сли вы сможете успокоить грудь, то легко получитс€ и расправить спину. ≈сли сможете расправить спину, то сможете пустить силу от позвоночника. “огда вы будете непобедимы.
3. –аскрыть по€сницу.
ѕо€сница — господин тела. ≈сли вам удастс€ раскрыть по€сницу, в обеих стопах будет сила, основание будет устойчивым. »зменени€ пустого и полного происход€т от поворота по€сницы, поэтому говор€т, что в нем источник жизненной силы. ≈сли где-то не удаетс€ достичь силы, причину нужно искать в этом.
4. –азличать пустое и полное.
¬ искусстве тайцзи-цюань различение пустого и полного - важнейша€ вещь. ≈сли вес всего тела помещен на правую ногу, тогда права€ нога полна€, а лева€ — пуста€. ≈сли вес всего тела помещен на левую ногу, тогда лева€ нога полна€, а права€ — пуста€. ≈сли вы умеете различать пустое и полное, тогда вращательные движени€ тела будут легкими и подвижными, не будет потер€нной силы. ≈сли не умеете — шаги будут т€желыми и инертными, позици€ будет неустойчивой, и толчок противника легко выведет вас из равновеси€.
5. ќпускать плечи и свешивать локти.
«ќпускать плечи» означает, что плечи расслаблены, открыты и как бы «спадают» вниз. ≈сли плечи не расслаблены и не спадают вниз, они будут подниматьс€, ци будет подниматьс€ вместе с ними и во всем теле будет нехватка силы. «—вешивать локти» означает расслабить их и позволить им опуститьс€ в самое нижнее состо€ние. ≈сли локти подт€нуты вверх, тогда не удастс€ опустить плечи и вы не сможете добитьс€ правильного выброса. –азве это не напоминает «короткую энергию» внешних стилей?
6. »спользовать внимание, а не мышцы.
ќб этом говоритс€ в классическом тексте «“рактат о тайцзи-цюань»: «»спользовать внимание-намерение (и), не использовать грубую силу (ли)».¬о врем€ практики тайцзи-цюань все тело свободно (сун) и открыто. »збегайте даже малейшего преобладани€ грубой силы (чжо ли), котора€ приводит к задержке в сухожили€х, мышцах и кровеносных сосудах и сдерживает вас.  огда сможете добитьс€ легкости и свободы в суставах, и круговые вращени€ будут происходить свободно.
—прашивают: как, не использу€ силу, можно стать сильнее? ¬ человеческом теле есть «пути», подобные вод€ным руслам «емли.  огда в вод€ных руслах нет заторов, вода течет свободно.  огда в теле нет заторов, ци проходит по нему свободно. ≈сли все тело скованно, пути наполн€ет жесткость, тогда ци и кровь застаиваютс€, вращательные движени€ не могут быть свободными. ≈сли использовать не силу, но внимание-намерение (и), то куда достигнет мысль, туда последует и ци. ≈сли ци и кровь текут в полноте, ежедневно пронизыва€ все тело и протека€ через него, засто€ никогда не будет. ѕосле длительной практики достигаетс€ подлинна€ «внутренн€€ сила». Ёто то, о чем говорит классический афоризм в «“рактате о тайцзи-цюань»: «¬ысша€ тведость возникает из высшей м€гкости». –уки тех, кто искусен в тайцзи-цюане, подобны железу, обернутому ватой: очень т€желые.  огда адепты внешних стилей используют силу, эта сила слишком видна.  огда не используют силу, они легки и не устойчивы. »х сила очевидна — она внешн€€, поверхностна€.  огда используют внешнюю силу, а не », ее легко заметить и манипулировать — в этом нет особого мастерства.
7. ¬ерхнее и нижнее следуют друг за другом.
Ёто то, о чем говоритс€ в классическом «“рактате о тайцзи-цюань»: « оренитс€ в стопах, движетс€ по ногам, управл€етс€ по€сницей и действует через пальцы. ќт стоп в ноги, и в по€сницу - действие единой ци. ƒвижетс€ рука, по€сница, стопа - фокус внимани€ следует движению. “олько в таком случае можно сказать, что верх и низ наход€тс€ в единстве. ≈сли хот€ бы одна часть не движетс€, вс€ форма будет в беспор€дке.
8. ≈динство внутреннего и внешнего.
“айцзи-цюань тренирует дух, поэтому сказано: «ƒух — господин, тело – подчиненный». ≈сли сможешь дух (цзиншэнь) приподн€ть, тогда и движени€ естественным образом будут легки и подвижны. ¬ движении существует пустота и полнота, открывание и закрывание. «ќткрывание» - это не только действие рук и ног: внутреннее намерение (синь-и) открытьс€ или закрытьс€ – вот, что действительно необходимо.  огда удаетс€ объединить внутреннее и внешнее как единую ци, тогда возникает полнота и непрерывность.
9. —в€зность без разрывов.
ѕриверженцы «внешних» стилей используют "посленебесную" (приобретенную) грубую силу (хоу т€нь чжи чжо ли). ћы можем видеть ее начало, развитие и конец. –анее накопленна€ сила истощаетс€ раньше, чем рождаетс€ нова€ – в этот момент их силу легко одолеть. “айцзи-цюань же использует сознание-идею, а не силу. ќт начала до конца движени€ непрерывны, нет остановок, полный круг приводит к началу, и так без конца. ¬от почему о тайцзи-цюань говор€т: «—ловно длинна€ река, течет плавно без остановок». ≈ще сказано: «ѕеремещай усилие (цзинь) , словно разматываешь шелковую нить». ¬се это говорит св€зности (гуань чуань) в единой ци.
10. ƒвижение в покое.
¬о «внешних» стил€х практикуютс€ прыжки, остановки движени€ и напр€жение силы и духа. ѕоэтому после тренировки бывает одышка. ¬ тайцзи-цюань же покой управл€ет движением. ƒаже когда движение есть, оно похоже на покой. ѕоэтому выполн€€ формы лучше двигатьс€ медленнее.  огда движешьс€ медленно, дыхание углубл€етс€ и удлин€етс€, ци погружаетс€ в дань-т€нь а кровообращение улучшаетс€.

”ченикам следует всем сердцем проникнуть в принципы тайцзи-цюань с тем, чтобы постичь великую силу и смысл этого искусства.

© ¬се права защищены. Ўкола центрированной верховой езды "√армони€". 2017-2023